ЗДЕСЬ МОЖЕТ БЫТЬ РАЗМЕЩЕНА ВАША ИНФОРМАЦИЯ.

«Место для вашей рекламы или размещение ссылки на ваш сайт»

 Лекции по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ.
ЧАСТЬ 3
Илларионов С.В.


Илларионов С.В.ZIP [ЧАСТЬ 1] [ЧАСТЬ 2] [ЧАСТЬ 3] [Лупандин И.В.]


Эта первая лекция записана Сашей Болтасевой. Авторский стиль сохранен. Орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки полностью на совести набиравшего. За полноту и верность содержания набиравший ответственности не несет.

Иоган Гудвинг Фихте 1762-1814гг. Фридрих Вильгельм Шеллинг 1775-1832гг. Фридрих Георг Вильгельм Гегель 1775-1834гг.

В истории философии Шеллинг предшествует Гегелю, хотя был его моложе.

Фихте выступал в начале как ученик и последователь Канта. Его первые работы воспринимались как работы Канта, написанные под псевдонимом. Затем Фихте развил свое собственное философское учение. Он является пионером послекантовской классической немецкой философии. Эта философия в значительной мере стремилась преодолеть разрыв между миром и сознанием человека (одно из фундаментальных учений Канта : "Между миром вещей в себе и миром вещей для нас (феноменов) есть не перепрыгиваемая стена, они принципиально отличны друг от друга - мир феноменов определяется действиями ноуменов и априорных качеств человеческого сознания - пространство и время (априорные формы человеческого рассудка), причинность - этого нет в ноуменах (вещах в себе)..." Следовательно, Кант утверждает, что есть барьер между миром, Бытием и Сознанием.) Этот разрыв называется проблемой тождества Бытия и мышления. Эта проблема стала для послекантовской немецкой классической философии.

Идеализм Канта характеризуется как трансцендентный идеализм (непознаваемость сущности мира), идеализм немецкой классической философии более или менее нормальный, не трансцендентный.

Особенности послекантовской немецкой классической философии:

Кант считал, что математика - это эталон для построения философии, а Фихте порывает с этой традицией. У Фихте появляется разрыв между философией и математикой. Идея геометрического метода принадлежит Декарту, его последователям : Спинозе, Лейбницу. А Фихте противопоставляет философию и математику, что достигает особенной силы у Гегеля. Свое философское учение Фихте рассматривал как науку наук (термин появился позднее у Гегеля, а у Фихте было слово "учение").

Фихте - субъективный идеалист. Ищет объяснение разрыва между Бытием и Сознанием. Рассматривает взаимоотношения Субъекта и Объекта, его решение - нет Объекта без Субъекта. Мыслим Объект с помощью Сознания, следовательно, никакой Объект не существует без Субъекта. Работа Фихте написана в форме диалога (классическая форма со времен Платона). Центральным в учении Фихте является именно Субъект, Я. Ему противостоит не Я - его не существует без Я, Я первично, не Я - производная от Я. Это позиция субъективного идеализма. (Беркли говорил, что любой Объект существует только в Сознании) Это влечет солипсизм. Выход из него у Беркли - объективный идеализм (Божественный Разум), а у Фихте этот выход крайне неубедительный - Я - это не индивидуальное, а некое абстрактное Я, но не Божественный Разум.

У Фихте существует некая взаимосвязь между Я и не Я. Я определяет не Я, но не Я определяет Я - идея самосогласованности (самосогласованное поле в физике). Фихте трактует эту идею на материале общества, права. Фихте - идея естественного права (проявление самосогласованности). Фихте - один из идеологов восстания против Наполеона в 1813 г, был санитаром, умер в больнице от заразной болезни.

Учение Фихте не получило продолжения в философии. Следующие представители - Шеллинг и Гегель - решили проблему на пути объективного идеализма. У Фихте Бытие есть Мышление, без Я нет не Я - проблема тождества Бытия и Мышления решается буквально - они тождественны.

Шеллинг ищет решение Кантовской проблемы на пути объективного идеализма. Основное понятие учения - интеллигенция (не социальный слой, который в России появился во второй половине XIX века), а по Шеллингу, да и по Гегелю, интеллигенция - это разумное, идеальное начало). Основное в интеллигенции - процесс ее развития, тесно связанный с единством противоположностей. Концепция Шеллинговского единства противоположностей является продолжением гераклитовой идеи единства противоположностей. ( У Канта - это антиномии чистого разума, эти противоположности существуют в человеческом разуме.) У Шеллинга противоположности - это характеристики Бытия. По Шеллингу любое Бытие - это единство противоположностей. Демонстрация этого единства у Шеллинга - магнит, который нельзя разбить на два полюса. Интеллигенция порождает весь мир, натуру. У Шеллинга появляется некая идеалистическая концепция натуры - идеалистическая натурфилософия, вполне фантастическая.

Главное в учении Шеллинга - конструирование картины порождения интеллигенцией индивидуальных сознаний. Этот процесс Шеллинг называет "интеллигенция".

В Германии учение Шеллинга было вытеснено учением Гегеля, но в России были гегельянцы и шеллингианцы.

Гегель выступает сначала как ученик Шеллинга, а в начале XIX в Гегель отделился от Шеллинга и создал свое собственное учение - диалектический идеализм. В учении Гегеля сохранены и продолжены многие тенденции учения Шеллинга.

Гегель продолжает традицию отрыва философии от науки. Гегель считает философию наукой наук, всеобщей наукой, которая позволяет получать результаты изнутри самой философии - крайняя степень рационализма (основатели рационализма: Декарт, Лейбниц). Все остальные науки подчиняются философии, поэтому она не может заимствовать метода у подчиненной науки - математики. Философия должна основываться на собственном методе. Гегель живописует (не создает, ибо это не создание метода) некую конструкцию, которую называют диалектическим методом:

Гегель конструирует картину мира в рамках диалектического метода. Исходный Объект Гегеля - идеальное разумное первоначало - Абсолютная Идея. Абсолютная Идея Гегеля - чистое Бытие; Бытие как таковое; Бытие лишенное каких-либо единичных черт. Чистое Бытие тождественно не Бытию. Главное проявление Абсолютной Идеи - тождественность Бытия и не Бытия, в силу которого Абсолютная Идея и развивается. Чистое Бытие начинает дифференцироваться в некотором логическом пространстве. Единство Бытия и не Бытия - есть становление Абсолютной Идеи - это дифференцирование "первоначала", чистого Бытия в логическом пространстве с порождением множества логических единиц, логического мира, логики. По Гегелю, логика - это создание некоторого идеального логического мира - Понятие, Суждение, Умозаключение, Диалектический метод (он сам есть порождение этой Идеи). Логика - мир идеальных логических объектов. Гегель в "Науке логики" живописал логический мир. Качественный переход Абсолютной идеи в Природу (Натуру) по Гегелю : Натура - это Инобытие логического Мира, любой Объект в Натуре - Инобытие какого-либо логического Объекта, его проявление, следовательно, все знания о Натуре можно получить, рассматривая логический Объект, логический мир.

"Философия природы". Астрономия - Гегель был ярым противником Ньютона, очень враждебно настроен. Гегель не понимал, что три закона Кеплера следуют не только из закона всемирного тяготения, он не знал роль динамических уравнений. Из учения Гегеля следует, что у Солнца должно быть семь планет. "Тем хуже для фактов," - говорил он.

По Гегелю свет - это Инобытие Понятия как такового, Понятие Понятия, следовательно, свет не создает в себе конкретных частей, ибо понятие чисто. По Гегелю цвет есть помрачение света тьмой. Существует разная степень помрачения света тьмой и разные цвета спектра.

Для Гегеля явления природы - это Инобытие логических единиц. Классическое определение: "Истина - это соответствие наших представлений самому объекту" (по Аристотелю) - это определение Гегель называет пошлым и неверным. По Гегелю:" Истина - соответствие предмета идеальным прообразующим," - но в природе может не полно воплотит черты идеального прообраза, тогда "Тем хуже для фактов". Продолжение идеи Платона - эйдосы и их воплощения в эмпирическом мире.

По Гегелю в природе нет развития, только повторение, циклический процесс, ибо природа - это Инобытие; а развитие только в мире Идеального Начала, в Человечестве. По Гегелю, Человечество - Бытие Абсолютной Идеи, Бытие есть сознание, разрыва нет.

Особенности идеализма Гегеля - Человеческому Сознанию в других идеализмах противопоставляется Высшеее Сознание, Надчеловеческое (Беркли, Лейбниц). А у Гегеля Человеческое Сознание есть способ существования Божественной, Абсолютной Идеи на данном этапе. Абсолютная Идея осознает самое себя (это происходит в философии). Философия - осознание Абсолютной идеей самой себя. Это процесс реализуется в виде циклической смены философских систем (идеализм - материализм). По Гегелю, философ - только тот, кто создал систему (следовательно выпадает Юм, хотя был крайним гносеологистом).

Развитие Абсолютной Идеи:

В развитии Человеческого общества Абсолютная Идея реализует свою "свободу". "Свобода - осознанная необходимость" (Спиноза). По Гегелю, необходимость - это внутренняя характеристика процесса развития Абсолютной Идеи. Свобода - это осознание необходимости. Гегель считал:" Все разумное действительно, все действительное разумно". Разумность по Гегелю - это осознанная необходимость.

Процесс развития человечества - осознание внутренней необходимости. Сначала все люди не осознают своей свободы, затем некоторые люди проявляют осознание своей свободы, а остальные - рабы (восточная деспотия); далее Абсолютная Идея перемещается в Восточное Средиземноморье (Древняя Греция, Средняя Азия, Финикия) - уже больше свободных людей - появляется античное рабовладение; затем Римская держава, затем в Европе - Германия. Остальные области застывают - Абсолютная Идея ушла - стагнация. В Северной Германии происходит полное осознание Абсолютной Идеи самой себя. По Гегелю, личная свобода Человека - ничто, речь идет о Идеальном государстве - тоталитарном.

Вторая лекция, записана мною, то есть Антоном Азаровым.

Тенденция к сочинению терминов была очень сильна еще у Канта, но в дальнейшем в немецкой классической философии только нарастала, и у Гегеля достигла пика! В дальнейшем стало "модно" писать туманные и непонятные тексты, смысл которых затенялся терминологией. Но это не относится к английским авторам: Локк, Гоббс, Юм и другие, - зато в полной мере к немцам применимы злые шутки про злоупотребление терминологией, специально для этих целей и придуманной. Особенно это применимо к Гегелю, но даже и к Спинозе можно предъявить подобное обвинение!

Диалектический метод Гегеля методом не является! Ибо тексты - это один из качественных показателей метода. Для диалектического метода камнем преткновения явилось "единство и борьба противоположностей", и он превратился просто в метод построения фраз. Внутренняя противоречивость стимулирует построение бессмысленных фраз ( в противоречивой системе можно доказать что угодно, как мы знаем из математики). Гегель, за редким исключением, не определяет терминов, которыми оперирует, например, что есть "свое иное"? С нашей точки зрения, "термин", понятие" отображают ряд, класс объектов. С точки зрения логики - это замечательно, например, вспомним треугольник Фрэда для термина "понятие", одной из вершин которого является класс объектов, денотат. Для Гегеля же "понятие" первично по отношению к объекту, и даже классу объектов, так как оно относится к объекту идеального, логического мира. По Гегелю, содержание понятия определяется системой понятий, системой объектов, но нигде он не определяет, как им пользоваться, по каким правилам ?! Возникает крайний произвол. Его "логика" - это не логика, а техника составления фраз.

Тем не менее, учение Гегеля сильно захватило Европу, особенно Германию, а оттуда уже проникло в Россию. Слабее во Франции, и совсем слабый отклик нашло в Англии, так как там были сильны позиции школы английского эмпиризма (Ф. Бэкон, Юм и прочие). Почему это произошло? Трудно сказать. Если нельзя поставить эксперимент, надо вести статистическое наблюдение. К обществу это не применимо! Метод эмпиризма принципиально делится на активный эксперимент и пассивное наблюдение. Так каковы ее причины? Можно гипотетически выдвинуть следующие соображения:

Как бы там ни было, Гегель - это переломное явление в истории философии, да и вообще, начало XIX века - это переломная эпоха.

Еще одна характерная черта учения Гегеля: если он определяет понятие, то часто вводит свое определение, отличное от общепринятого. Например, понятие "истина" (смотри предыдущую лекцию). Также изобретает много новых терминов : "у-себя-существование", "в-себе-существование", " для-себя-существование", "ячность", "самостность", "твойность" и так далее.

После смерти Гегеля вся эта единая гегелевская школа распалась. Среди "учеников" было много известных авторов. Среди них были старогегельянцы, самые ортодоксальные, например, Михелет. Они даже издавали его лекции как отдельные труды. У них ярко прослеживалась линия немецкого национализма. Они быстро оказались в меньшинстве. Начало XIX века - это великая эпоха в развитии науки. От них быстро отделились младогегельянцы, которые быстро забыли "философию природы", но уделяли внимание диалектике. При этом не так напирали на единство противоположностей, сколько на единство исторического и логического развития. Вообще, тогда была сильно распространена идея исторического подхода.

Из младогегельянцев выделим Бруно Бауэр 1809-1882 гг., Фридрих Штраус 1809-1874 гг. Много работали над историей религии, точнее христианства. Оба быстро пришли к скептическому отношению к Священному Писанию.

Далее, Людвиг Фейербах 1804-1872 гг. Довольно быстро покинул почву гегельянства, хотя сначала был одним из активистов. Перешел на почву антропологического материализма, одним из его последователей был Чернышевский. Его позиция в отношении природы и общества очень схожа с механическим материализмом XVIII века. Но в понимании общества немного расходится, хотя и очень слабо. Французские материалисты трактовали возникновение религии как обман дураков негодяями. Фейербах исходит из концепции естественного человека. С его точки зрения, естественный человек - это очень любящий человек. Все явления в обществе он объясняет исходя из любви. Религию характеризует как обожествление человеком своих нереализованных потенций. Не всё знает, может и так далее - создают образ всеведущего, всемогущего, всеблагого Бога.

К младогегельянцам можно приписать диалектических материалистов Карла Маркса 1818-1884, Фридриха Энгельса 1820-1893 гг. Их специфика - считали возможным отбросить гегелевскую Абсолютную Идею, логический мир, саморазвитие до Абсолютного Духа, но сохранить при этом диалектический метод. Именно в России широко распространился, но в мире не получил широкой поддержки. Хотя теория общества по Марксу, ее социально-экономические аспекты оказывали и оказывают сильное влияние на умы в мире. В России можно назвать последователей: Плеханов и Ленин. В послереволюционные годы приобрел статус государственной идеологии и дожил до конца 80х годов XX столетия.

Как бы там ни было, гегелевская эпоха дала мощный толчок развитию науки. Наука начинает делать теоретические предсказания, причем весьма нетривиальные. В эту эпоху произошла демаркация философии, некоторые ее направления стали "служанками науки", тесно с ней связавшись, с другой стороны, некоторые направления стали себя ей противопоставлять. Первые - это механический материализм XIX века, диалектический материализм (в меньшей мере) и позитивизм. Второе - это Серен Кьеркегор, Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, от которого породилась философия жизни, а от нее - экзистенциализм, а также Мартин Хайдегер.

Третья лекция, записана мною же.

Наука доказала свое право называться точным познанием мира на рубеже веков. Чем же тогда заниматься философии? Что она может сказать более фундаментального, общего, специального, чем специализированные науки? Ничего! Старое натурфилософское системосозидание стало патологией, отмерло, приобрело почти ругательный оттенок. Произошел раскол философии на направления для науки и против нее.

Сначала поговорим о pro направления. Первое из них - это механический материализм XIX века - прямой наследник механического материализма XVIII века (смотри Дидро, Гельвеций и другие). Механический материализм становился все более не философским мышлением, а частью мышления ученых (Жозеф Луи Лагранж, Пьер Симон Лаплас, Био, Савар, Пуассон, Максвелл, Кирхгоф, лорд Релей, лорд Кельвин (Уильям Томсон), Дж. Дж. Томпсон). Именно Лагранж активно продолжал систему Ньютона, считая ее системой мироустройства. Лаплас развивал идеи Лагранжа, математически оформил кантовскую теорию образования солнечной системы. Скорее всего, канта он не читал, а воспринял его идеи через французских материалистов (скорее всего, через Гольдбаха). Разработал идею механической причинности, которая восходит еще к Демокриту, на уровне классической механики. Считал, что в мире нет случайностей, есть лишь незнание начальных данных и взаимодействий. Случайность - это мера нашего незнания. Все события предопределены. Если бы существовал гипотетический ум, знающий все начальные условия и значительные взаимодействия, то он мог предсказывать будущее, а из обратимости законов механики во времени, то и все, что было в прошлом. Его так и называют - демон Лапласа. С другой стороны, внес большой вклад в развитие теории вероятностей, смотри, например, теорему Муавра - Лапласа. А так, как и многие великие умы, особенно те, кто вышел напрямую из "народа", был довольно мелочным человеком.

Заметный вклад в методологию научного познания был внесен французскими физиками, изучавшими электромагнитные явления. Био активно пропагандировал идею индуктивного познания (Ф. Бэкон, Роберт Бойль, Исаак Ньютон, Жан Батист Био - представители индуктивного мышления). В начале XIX века механический материализм не был абсолютно господствующим, например еще Карно строил свою термодинамику на представлениях о флогистоне, который с теплородом, вообще говоря, не одно и то самое же. Только после построения молекулярно-кинетической теории механический материализм восторжествовал. С этого времени механический материализм стал фундаментальной опорой естественнонаучного мировоззрения. Одной из ключевых фигур является Максвелл. В процессе создания теории электромагнитных явлений он употреблял понятия механических систем, воспринимал все в рамках механических моделей. Именно он является основателем концепции механического объяснения. Кельвин говорил, что "объяснить - это построить механическую модель". Последний великий механист - это Джон Джозеф Томпсон, хотя механисты есть и сейчас.

Большое признание получили популяризаторы механического материализма: Карл Фохт 1817-1895, Якоб Молешотт 1829-1893 и Людвиг Бюхнер 1824-1889 гг. Это были врачи и переносили механический материализм на живые организмы, как совокупности сложных частей.

Этот механический материализм в конце XIX - начале XX вв. пришел в кризисное состояние (примерно с 1895-1905 гг.). Кризис состоял в том, что физики стали осознавать, что электромагнитные явления не есть проявления механики. Масса классифицировалась как показатель материальности, а не протяженность. Электромагнитный эфир понимался как механическая гидродинамическая среда. Но электромагнитное излучение не имеет массы в Ньютоновском понимании; попытки сформулировать механическую теорию эфира наталкивались на серьезные трудности. Например, уравнения Максвелла не инвариантны относительно преобразований Галилея, а любое механическое уравнение - инвариантно. Томпсон предложил гироскопическую теорию эфира. В принципе, механисты есть до сих пор. Вторая трудность - теория электромагнитной массы и заряда (смотри трубку Крукса, катодные и каналовые лучи, Х-лучи). Появилось предположение о нематериальной, электромагнитной части массы заряженных частиц. На электронах бетта-распадабыла обнаружена зависимость массы от скорости. Все это подорвало позиции механического материализма. "Может стоит рассматривать механику как специфическое проявление электромагнетизма, а не наоборот?"- говорила одна из теорий - ответвление механического материализма (Густав Ми - единая полевая теория материи). Ми пытался построить нелинейные уравнения Максвелла, которые переходили бы в линейные в пределе слабых полей. Но не удалось соблюсти градиентную, калибровочную инвариантность, а следовательно, и закон сохранения заряда и нулевую массу покоя фотона. Вообще говоря, Макс Борн и Шредингер пытались построить нелинейную обобщенную электродинамику. После создания квантовой механики механический материализм отошел в область маргинальной патологии, перестал быть методом научного мировоззрения.

С механическим материализмом в какой-то мере связан диалектический материализм (Маркс, Энгельс, Плеханов, Ленин). У Маркса нет ни одного серьезного труда по диалектическому материализму, только по концепции общества, а вот Энгельс в основном писал по диалектическому материализму. Даже противники Маркса с уважением относились к его трудам, которые сильно повлияли на развитие социологии. Энгельс же был из семьи очень крупных капиталистов, недоучившийся гимназист без высшего образования, был послан управлять заводом в Англию. Энгельс был "энциклопедистом" в плохом смысле этого слова, то есть, прочитав книгу, тут же писал свою ей в ответ, даже не понимая смысла прочитанного. "Антидьюринг" и "Диалектика природы" - очень обрывочные бессвязные труды, второй труд - это вообще собрание дневников. У Ленина же "Полемика. Эмпирико-критицизм" и "Философские тетради" - полемика с позитивизмом II, тоже бессвязные труды. Так что, диалектический материализм - это продукт советского общества, точнее большевиков. Сам по себе диалектический материализм - это комбинация механического материализма и гегелевской диалектики. На основании трех законов диалектики диалектический материализм противопоставлял себя механическому. Полное принятие гегелевской диалектики - самое вредное в диалектическом материализме, так как классифицировал себя как высшую форму знания, а законы диалектики - как всеобщие законы мира, природы, общества, процесса познания. Но отсутствовали представления об Абсолютной Идее, Абсолютном Духе. Дословное принятие гегелевской диалектики породило множество схоластических привычек и трудов, хотя им и пытались придать осмысленную форму. С другой стороны, претензии на всеобщность давали диалектическому материализму право диктовать естествознанию свои воззрения. Хочется отметить странное отношение диалектического материализма к диалектике Гегеля, можно даже сказать, что оно лицемерное, а не двоякое, противоречивое.

Четвертая лекция. Записана Сашей Болтасевой и мной.

Позитивизм.

В европейской философии нового времени было 3 периода (волны) позитивизма:

Наиболее крупные представители первого позитивизма: Огюст Конт (1789-1857), Джон Стюарт Миль (1806-1873), Герберт Спенсер (1820-1903).

Основателем позитивизма является Конт, который в 40 гг. XIX века выступил с принципиальным и фундаментальным заявлением о самостоятельности и автономии науки. В то время наука как раз доказывала свое право называться эффективным способом познания мира. ⌠Наука не нуждается ни в какой философии. Наука - сама себе философия,■ - говорил он. В программе Конта не было натурфилософских попыток объявить философию наукой наук, как в гегельянстве. Самостоятельность науки в позитивизме получило самое четкое выражение. Конт установил закон трех стадий (скорее не закон, а констатация эмпирических данных) развития человеческого понимания мира:

Временные границы между стадиями нечеткие, да и неуместны здесь точные даты. История позитивизма начинается с программы Конта. Характерной чертой всех позитивизмов является наличие следующих составляющих:

Чем должна заниматься философия? Общий ответ: " Философия должна заниматься методами научного познания, их разработкой" (у Конта, Спенсера ответы немного разные), то есть философия - служанка науки (Фома Аквинский утверждал, что философия - служанка теологии). Эта установка была принята позитивизмом. Ультра эмпиризм приводит к разделению всех возможных вопросов на два класса:

В разряд псевдопроблем попали традиционные вопросы философии - о сущности мира (метафизика). Позитивизм активно выставляет против метафизики. Вопрос о сущности мира рассматривается позитивизмом как бессмысленный, то есть позитивизм формировался в русле юмовского феноменализма. Юм вообще считается отцом позитивизма. первый прямо восходит к Юму, второй был ближе к субъективному материализму Беркли, неопозитивизм снова вернулся к Юму. Тем не менее, даже позитивизм II имел много от юмовского феноменализма.

Идея Конта: задача философии - классификация наук, расположение их в ряд с целью более удобного преподавания. "Курс позитивной философии" Конта - это популярный пересказ научных представлений того времени со вставками классификации. Даже не столько философский труд, сколько дайджест, в чем нет ничего плохого. (Вспомним Тойнби, его 12 томный труд по истории, по которому ученики сделали замечательный однотомный дайджест, который в большинстве своем и известен.) Сама по себе классификация наук Конта не так интересна, ее элементы встречались и раньше, например, Энгельс обвинял его в плагиате у Сен-Симона (не утописта, а герцога XVIII века, у которого Конт работал секретарем, и который оставил известные записки). В основе классификации лежит математика, что восходит еще к Канту, который считал степенью научности науки степень ее математичности. Это противоречие, с одной стороны, основа - это эмпиризм, а с другой - математика во главе. В позитивизме, в принципе, много внутренних противоречий. Второй наукой он ставит астрономию, в то время сводившуюся к тригонометрии на сфере. Затем идет аналитическая механика. Потом физика (в начале XIX века она еще была сильно эмпирична, в ней не было сильного математического аппарата). Затем химия. Биология. Наука об обществе, которой еще в то время не было, но которую следует создать, и которую он называет социологией. Конту же принадлежит идея, что будущая социология должна быть организована как механика, он даже вводил социологические массу, скорость, силу и ускорение. Возможно это были просто наивные представления, а возможно и попытка использовать метод аналогии. В конце жизни решил организовать новую религию (что-то типа саентологии), но после его смерти эта секта распалась. Сами произведения Конта не пользовались большой популярностью. Известность они приобрели лишь после работ Милля и Спенсера. Конт приобрел такую известность, что позитивизм называли огюстконтизмом.

Первый крупный философов, который воспринял идеи Конта, - это Милль. Он полностью принял основные установки позитивизма: эмпиризм, научность, феноменализм, необходимость разработки научного метода. Но считал, что основная задача позитивизма - это именно выработка научного метода познания. Начиная с Милля и появляется философия науки. Милльуделял много внимания индуктивизму как фундаментальнейшиму научному методу, продолжая линию Бэкона. Основной его труд "Система логики: силлогическая и индуктивистская" разрабатывает логику индуктивного метода. Много внимания уделяет методам эксперимента. Как его организовать, чтобы удачно применить индукцию: метод единственного сходства и единственного различия. Около Милля организовался целый кружок людей, среди которых не все были согласны с его взглядами, но именно с этих людей и начинается философия науки. Уильям Уэлбелл ("История и методология индуктивных наук"), Джеволс - логик и методолог науки (в Англии очень интенсивно в то время развивалась символьная логика и булева алгебра, предпринимались попытки создать счетную машину, де Морган, Бебидж), астроном Джон Гершель-младший и другие. Это были просто авторы участники философского кружка, а не ученики. Эти люди придали первому позитивизму резкий индуктивистский уклон.

Герберт Спенсер. Наиболее сильно среди представителей первого позитивизма выражает антиметафизическую феноменалистическую направленность. Чаще других пишет о принципиальной непознаваемости метафизических вопросов. Основная идея - перенесение методов одних наук на другие. Его основной труд "Биология" - это идея эволюционного развития мира,включая космологию Лапласа, затем эволюция живого, потом эволюция общества. Один из пионеров глобального эволюционизма. Главным образом опирался на Дарвина, Альфреда Уоллеса, Томаса Гексли. Спенсер и к обществу применяет идеи биологии - магистральный путь развития от простого и недифференцированного к сложному и специализированному, возникновение дифференцированных подсистем. Первобытное общество амебообразно, потом появляются различные специальные социальные институты. Спенсер - пионер идеи общества как самоорганизующейся системы. Затем он переносит идеи эволюционизма на искусство.

Первый позитивизм и механический материализм не находились в философском противоречии, а мирно сосуществовали и подпитывали друг друга. Почему? Во-первых, оба были связаны с наукой и противостояли философскому идеализму и религии. Во-вторых, оба основывались на индуктивизме. Возможно, это и объясняет данный факт.

Где-то с середины 80х годов XIX века начинается второй позитивизм или эмпириокритицизм.

Пятая лекция. Записана вновь мной.

Анри Пуанкаре (1854-1912), Пьер Дюгем (1861-1916), Эрнст Мах (1838-1916), Рихард Овенариус (1843- 1896), Чарльз Пирсон (1857-1936), Вильгельм Оствальд (1853-1932).

Второй позитивизм полностью унаследовал от первого тенденцию претензий быть адекватным научному познанию, поэтому неудивительно, что среди них было много ученых, например, Анри Пуанкаре - математик и физик. Пуанкаре считают создателем специальной теории относительности, что обоснованно, но неверно. Если Эйнштейн шел по пути исследования физическому, например, электродинамики движущихся зарядов, то Пуанкаре проанализировал групповую инвариантность уравнений Максвелла. В то время физики не пользовались теорией групп, да и работа Пуанкаре была опубликована в трудах малоизвестной конференции. С другой стороны, Пуанкаре считается великим политологом, так как он сразу после избрания своего кузена президентом Франции понял и высказал неизбежность скорой (первой мировой) войны. Между Францией и Германией шло противостояние за Эльзас и Лотарингию, между Австрией и Россией - за Балканы. Так и сложились Антанта (Франция, Англия, Россия) и Австро-Германо-Болгаро-Турецкий союз. Вообще, у Пуанкаре было много именитых родственников.

Далее - Дюгем, основные работы по химической термодинамике. Вильгельм Оствальд - физхимик, нобелевский лауриат по химии, создатель коллоидной химии. Чарльз Пирс - известный теоретик в области статистической физики, создатель критерия "хи-квадрат". Эрнст Мах - аэро-гидрофизик, создатель принципа Маха, который тесно связан с его философскими суждениями, резко критиковал ньютоновское абсолютное пространство и время. Мысленный эксперимент Маха: рассмотрим вращающуюся звезду. Если ускорение определено в абсолютной системе, то она должна быть эллипсоидом вращения, то есть мандарином - сплюснутым. Теперь перейдем в систему координат, в которой звезда покоится, тогда эта сплюснутость приобретает сомнительный характер, ее попросту быть не должно. Мах приходит к выводу, что ускорение определяется относительно усредненного распределения масс в ближайшей окрестности тела (не менее, чем галактического размера), а не относительно абсолютного пространства. Следовательно, и сила инерции, и масса являются относительными. Таким образом, масса - это не есть врожденное свойство тела, а следствие взаимодействия с распределением других тел. Глубокая аналогия с электродинамической массой, порождаемой самим полем. В общем, это сыграло большую эвристическую роль в общей и специальной теории относительности. Эйнштейн считал, что общая теория относительности - это математическая реализация принципа Маха, хотя оказалось, что масса в ОТО задается извне. Принцип Маха утвердился в физике в модифицированной форме - Хигсово поле в электро-слабом взаимодействии.

Рихард Авенариус - выпускник немецкой философской школы, поэтому активно занимался жонглированием терминов, хотя и не был гегельянцем.

В большой мере развитие второго позитивизма связано с кризисом механического материализма. Какие принципы следует положить в основе научного познания? Первый позитивизм в большой мере продолжил феноменологические позиции Юма, второй же оказался ближе к позиции Беркли, тоже феноменологической, но более субъективистской. В целом же, она оказалась противоречивой, так как полностью выдержать даже феноменологическую, а уж тем более субъективистскую точку зрения в XIX, XX веках в теории познания невозможно. Пример явного противоречия: субъективистская квазиберкливская позиция состоит в том, что весь мир состоит в сознании человека, хотя уже Пуанкаре признавал существование жестких внутренних закономерностей, а даже не случайной, еще не познанной связи, как мог бы сказать Юм.

Кризис механического материализма привел ряд ученых к выводу, что развитие науки идет к опровержению не только механического, а вообще всего материализма. А что же за знание представляет из себя наука? Первый позитивизм принимал юмовский феноменализм (знания об явлениях). Второй принимал, что феномены существуют в сознании. Мог принимать берклиевский, фихтевский и кантовский оттенок, но всегда феномен - это состояние сознания. Мах формулирует свой нейтральный монизм, который он противопоставляет и материализму (не принимает существование и возможность познания независимо от нашего сознания) и идеализму (в гегелевском понимании, как развитие какой-то идеи). Вообще, ближе всего был к субъективному идеализму. Мах формулирует идею, что мир состоит из элементов (не химических!), а некоторых нерасчленимых нейтральных психических и физических объектов. Это элементарные человеческие ощущения (цвет, осязание и т.д.). Эти якобы нейтральные элементы находятся "в" человеческом сознании. Никакого мира вне человеческого сознания нет. Мах это положение активно акцентирует. Антиметафизическая позиция. Он разделяет элементы на психические ("внутри" человеческого тела) и физические ("вне"). Что довольно странно, но нормально для физика. Между психическими и физическими элементами постоянно существует связь, физические элементы вторичны по отношению к психическим. Любой физический элемент можно построить из психических. Наоборот нельзя ("из масс и движений нельзя построить ощущение красного"). Важную роль в теории познания Маха играет своеобразно понятый принцип простоты, фигурирующий как принцип экономии мышления, не введения ненужных гипотез. Мах считал, что философский материализм вводит два мира - вне человека и в его сознании. Мах считал, что нужно исключить "якобы независимый от человека мир".

Позиция Маха с точностью до терминологии совпадает с позицией Авенариуса, изложенной в труде "Философия размышления о мире по принципу экономии материала". Не использует термина "элемент мира", но по смыслу проводит такое же понимание и разделение мира на элементы: центральный член (человеческое сознание) и противочлены. Оттенок ближе к Фихте. Противочлены зависят от центрального члена. Мир вне нашего сознания был бы совокупностью противочленов без центрального, чего не может быть. То есть существует принципиальная координация противочленов центральным.

Общая феноменологическая часть позиции Маха - наше знание есть знание об явлениях и не более, а науки - это упорядочивание, психологическое приспособление к потоку явлений, потоку сознания. Таким образом, многим представителям второго позитивизма (но не Пуанкаре) был свойственен сильный психологизм. Мах резко критикует ньютоновское абсолютное пространство и время с точки зрения психологизма. Мах отвергает понятие закона, которому подчиняются события, как характеристики явлений извне: " не существует закона отражения и преломления, а существуют лишь частные случаи, которые мы подгоняем под наши представления". Категорически отвергал существование атомов и электронов, как суеверие вроде ведьм. Именно успехи физики микромира, молекулярно-кинетической теории, моде атома Бора, электронных теорий электро- и теплопроводностей сильно подточили позиции второго позитивизма, и он рухнул. Последователи стали массово "отваливаться" и , в конце концов, Мах остался один, в гордом одиночестве.

Позиция Оствальда не представляет большого интереса. Пуанкаре же наиболее ярко воплощает линию развития, заданную Миллем. "Наука и гипотеза", "Наука и метод", "Ценность науки" - важные вехи в философии науки. Характерная черта философо-методологическизх работ Пуанкаре - более сильный акцент на анализе именно методов научной работы. Первый позитивизм единственным методом признавал индуктивизм, Пуанкаре же уже начал уделять внимание гипотезе, как методу познания. Пуанкаре обращает внимание на весьма важную роль определений физических величин и характеристик в познании, считает, что эти определения являются соглашениями между учеными, так называемый конвенционализм (одно из внутренних направлений второго позитивизма). Он подчеркивает, что они не являются произвольными, а должны быть внутренне согласованными между собой и опытными данными. Это позиция умеренного конвенционализма. Идея внутренней согласованности, систематической целостности затем становиться центральной в методологии научного познания (дополнительно этой идее мы обязаны Дюгему). Сам Пуанкаре много внимания уделял анализу пространства и времени в научном понимании. Геохронометрический конвенционализм Пуанкаре. Какова геометрия нашего мира, точнее его геохронометрия? Идея целостности времени и пространства, наличия связи между ними, о чем давно уже подозревали (см. Герберт Уэльс "Машина времени" 1895г.). Можем ли мы установить эту геометрию? Пуанкаре говорит, что не можем, не используя физики. Можно брать разные геометрии, тогда придется модифицировать физику.

Шестая лекция.

Последним крупным представителем второго позитивизма был Пьер Дюгем. Основной его труд - "Физическая теория, ее цель и строение". Дюгем выступает в духе резко выраженного феноменализма, отвергает возможность научной теории объяснять явления, вскрывать их сущность; она может только описывать явления. От внутреннего противоречия не свободен и Дюгем. Он говорит о последовательности (естественной) все более полного описания явлений, что, вообще говоря, подразумевает вскрытие сущности. Подобно Пуанкаре акцентирует внутреннюю системность науки, распространяя ее на все стороны научного мышления. Идея системности уже в более позднее время активно развивалась в позитивизме III (неопозитивизме) под названием "принципа когерентности", а еще позднее был признан фундаментальным. Но феноменалистическая установка Дюгема, хотя и не последовательная, привела его в конце концов к интересному выводу, который был доработан американским логиком Квайном до тезиса Дюгема-Квайна (Д-тезис). Споры и дискуссии вокруг него ведутся и до сих пор. Его смысл: "научная теория проверяется не по отдельным частям, а как единое целое". Вообще, это очень близко к идеям Пуанкаре. Отсюда Дюгем сделал вывод, что любую теорию можно согласовать с опытными данными за счет введения дополнительных гипотез. Эта идея очень опасна! Так как никакая теория не является ни истинной, ни ложной.

Характерной чертой второго позитивизма явилось инструменталистическое понимание науки; наука - лишь инструмент для упорядочивания, лучшего понимания опытных данных. Эта позиция была заимствована третьим позитивизмом. Ко второму позитивизму примыкал прагматизм ("прагма" - действие), который считал, что надо говорить не об истинности, а в смысле сиюминутной выгоды, полезности теории. Эта ветвь возникла и развивалась в Америке: Чарльз Пирс, Уильям Джеймс, Джон Дьюи. В США в дальнейшем эта позиция была крайне вульгаризирована:" истина - лишь то, что приносит доллары". Второй позитивизм вошел в резкую конфронтацию с материализмом особенно с механическим, в отличии от первого. Возможно, это связано с сильным влиянием Беркли. Возможно, это связано с совместным противостоянием механического материализма и первого позитивизма философскому идеализму и религии. Полемика между вторым позитивизмом и материализмом была очень жесткая, обе стороны не стеснялись в выражениях. Но вот, второй позитивизм рухнул в связи с успехами физики микромира. Развитие философии приостановилось с 1914 по 1920 гг. По окончании первой мировой войны появляется неопозитивизм.

У истоков возрождения стояли Людвиг Вильгенштейн "Логика, философский трактат" - очень мощная затравка, хотя автор и не был позитивистом; Бертран Рассел, который начал работать еще в русле второго позитивизма, но основной вклад внес в развитие неопозитивизма. Неопозитивизм являлся очень мощным течением в философии до 60х годов. Существовало несколько мощных философских групп. Морис Шлик, Отто Нейрат, Рихард Мизес, Рудольф Корнап - это так называемый Венский кружок. Из них Корнап - самый известный автор. Берлинская группа: Вильгельм Дубислав, Филипп Франк, Ганс Рейхендбах. В Польше - Варшавско-Краковская группа: Ян Лукосевич, Казимир Эйдукевич, Альфред Тарски. В Англии - Кембриджско-Оксфордская группа во главе с Бертраном Расселом: Альфред Айер, Фрэнк Рамсей, Герберт Димгульт, Генри Маргинал. В США: Патрик Оппгейм, Кара Гемпель, Эрнст Нагель.

В каком-то смысле неопозитивизм представляет часть более широко понятия "аналитическая философия". Неопозитивизм продолжил основную идею позитивизма - быть философией, адекватно науке. Также сохранилась ярко выраженная эмпиричность, что приводит к феноменализму, но опять наблюдается возврат к позициям Юма. Неопозитивизм считал основной задачей четкое выражение знания (отсюда и большой интерес к языку, как средству его выражения) и его точность и ясность. В качестве инструмента была выбрана математическая логика. Точность и строгость выражения знания резко противопоставлялась психологическому подходу второго позитивизма. Можно даже подчеркнуть ультра логицизм неопозитивизма. Резко выступает против всякого философского пустословия.

Неопозитивизм оказал сильное влияние на Макса Борна, Нильса Бора и многих других крупных ученых. Был выработан критерий демаркации, разделения содержательных выражений, особенно научных, от пустословия - это актуальная проверка. Термин "проверка" в неопозитивизме имеет более узкий смысл - подтверждение, оправдание. Любое утверждение проверяется путем его логического сведения, редукции к некоторому абсолютно элементарному уровню, являющемуся пределом сведения с помощью математической логики. Таким пределом в первой программе неопозитивизма является атомарные факты (Рассел, Вильгенштейн ввели в обиход). Атомарными фактами являются элементарные человеческие ощущения. Они чем-то похожи на элементы мира Маха. Это была первая логико-философская программа, программа верификации. Но к концу 20х годов были обнаружены огромные недостатки, особенно в области философского осмысления науки. Оказалось, что в науке используются утверждения типа F=m*a, которые не являются всеобщими, но неограниченной общности. Вторая трудность: допустим, я верифицировал некое выражение, теперь надо следующему верифицировать мою верификацию и так далее. Как верифицировать восприятие атомарных факторов одинаково разными исследователями? Третья трудность - она же третий тезис Горгия. Эти три трудности были обнаружены самими неопозитивистами. Но есть еще и четвертая - в науке есть тезисы, которые нельзя верифицировать методами неопозитивизма, например, не существование вечного двигателя.

После полемики, актуальная верификация была заменена второй программой - принципиальной возможности верифицируемости выражения. Второе изменение - в качестве предела сведения были приняты не атомарные факты, а протокольные предложения (записи в рабочем журнале, например). Они интерсубъективны, они выражают положение дел, имеют вещный характер, выражают объективное знание. При этом, неопозитивизм не отказывается от внутреннего монологического языка элементарных ощущений, который мы переводим в язык протокольных предложений и наоборот. Таким образом, сняты первые три затруднения. Четвертая (непознаваемость, не существование) не верифицируется в неопозитивизме в принципе.

Одной из основных задач неопозитивизма была проверка научного языка. Очень резко разводится эмпирическое знание и теоретическая компонента (ненастоящее знание). Эмпирический базис науки выражен в протокольных предложениях (вещный или феноменалистический язык). Во второй программе неопозитивизм отказывается от субъективизма в пользу объективного эмпирического знания. Это привело к тому, что в начале 30х годов отделилась ветвь, считавшая даже теоретическую компоненту объективным знанием, более жесткий объективизм. Это был критический илиестественнонаучный материализм, который сильно противостоял диалектическому материализму. Неопозитивизм же в целом унаследовал интрументалистическое отношение к знанию. Теория - лишь сокращенная запись большого массива опытных данных. Поэтому большое развитие получила идея исключения теоретических терминов из научного знания. Один из вариантов (Рамсей) предполагал, что "все научное знание можно представить в виде формулы, содержащей лишь эмпирические данные и логические "и", "или" и "не"". Таким образом Рамсей предложил элиминация научных терминов. Далее эта идея была более детально разработана Крейгом в США. Второй вариант (Рейхендбах) предполагал концепцию "интерфеномена" - неких фиктивных объектов, которые мы вставляем между явлениями, чтобы их связать удобной математической формулой, им не соответствует реальность.

В общем, неопозитивизм оказался далеко не совсем адекватен научному познанию, что особенно проявилось после второй мировой войны. Инструментализм влечет за собой угрозу конвенциализма в духе Пуанкаре. 30е годы были посвящены борьбе неопозитивизма с этой угрозой. Достаточно интересны в этом плане разработки в духе системности наук - принцип когерентности. Теоретический уровень должен быть согласованным с эмпирическим, особенно внутри себя. Но преодолеть конвенционализм не удалось. Продолжили идеи Пуанкаре в области философии геометрии (Вильгенштейн) - универсальные явления отнести к области геометрии (Лоренцово смещение), а дифференциальные - к физике (тепловое расширение).

Седьмая лекция.

К середине 60х годов позитивизм прекратил свое существование как единое целое направление. Многие его последователи растворились в более широком направлении "аналитической философии". Наступила эпоха, период постпозитивизма, когда существовали разные философо-методологические концепции, но не было постпозитивизма как такового.

Одно из сильнейших направлений возглавлял Карл Поппер, современник Венского кружка, ярый критик философского пустословия, но и стоявший в жесткой оппозиции к неопозитивизму, за что и считается отцом "постпозитивизма". Основные отличия от неопозитивизма - "псевдопроблема" расположения демаркационной линии, критерия различия между содержательными и бессодержательными утверждениями. Неопозитивисты предлагали верифицировать, но сама проверка на подтверждение имеет шаткий смысл, так как истинность передается лишь от предпосылок к последствиям, но не наоборот. Сами же естествоиспытатели считали верность большого числа следствий критерием верности теории. Зато ложность следствий точно гарантирует ложность предпосылок. То есть опровержение несомненно, поэтому Поппер и выбирает его критерием демаркации между научными и антинаучными высказываниями (критерий фальсифицируемости). Основной тезис:" Утверждение, претендующее на значимость должно в принципе допускать опровержение." То есть, если утверждение в принципе не допускает опровержения, то оно лишено смысла, бессодержательно. Вообще, еще Ф. Бэкон обратил внимание на важность опровержения. Начиная с XIX века наука последовательно придерживается этого принципа. Но подтверждаемость и опровергаемость - это разные стороны одной медали "проверяемости".

Далее, Поппер предложил свою модель науки и ее эволюции. Тезис:" Задача ученых - не поиск подтверждения, а опровержения теории". Опровержение теории рано или поздно наступает, то есть появляется понятие "актуального опровержения". Но теория всегда "высовывает голову" за пределы массива опытных данных, для объяснения которых она была создана, то есть в ее рамках пытаются делать теоретические предсказания. Тут то ее и опровергают. Поппер считает недопустимым спасение теории за счет введения новых гипотез, потому что считает это конвеционалистской уловкой. Опровергнутая теория, таким образом, не должна быть возрождена никоим образом. Должна быть построена новая теория, причем она должна быть как можно более рискованной, опровергаемой. И начинается новый цикл. В неопозитивизме инструменталистский подход в какой-то мере исключает возможность научной революции. У Поппера же имеет место перманентная научная революция.

Неопозитивизм занимал крайне антиметафизическую позицию, Поппер же к ней относится более лояльно, считая возможным ее использование в качестве промежуточных, но не окончательных результатов. В неопозитивизме достаточно неясным является понятие "истины", оно носит сомнительный характер, его избегают. Поппер же считает возможным его использование, но опять-таки в психологическом аспекте.

Фундаментальный недостаток концепции Поппера, который можно поставить в параллель с неопозитивистским ультрарелятивизмом - Поппер не различает опровержение и ограничение общности, он страдает догматическим фальцификализмом.

В постпозитивистском периоде существовала концепция науки и научной революции Томаса Куна и его последователей. Кун претендует на создание концепции науки, адекватной ее историческому развитию. Это - историческая школа развития науки, чем противопоставляется неопозитивизму с его антиисторизмом. В его книге "Структура научных революций" в качестве базиса для построения концепции выбирается коперниковская революция в астрономии. Центральным понятием является парадигма, то есть высказывание (в лингвистике - любое), но Кун использует его в своем смысле, а сейчас его могут использовать в произвольном смысле. Кун же в него вкладывал много аспектов (порядка 22), вообще же он под ним понимал видение мира, то как мы его видим. В каждом конкретном случае мы видим мир по разному. Будучи видением мира, парадигма оказывается наукообразующим элементом. Наука появляется с появлением парадигмы. Парадигма является эталоном научного исследования, определяет, какие задачи и как решать. Парадигма объединяет вокруг себя научное сообщество, то есть совокупность людей, которые принимают эту парадигму, поддерживают ее авторитет в обществе, действуют в ее рамках, "решают головоломки" и подвергают остракизму тех, кто ее не принимает.

Далее Кун различает нормальное существование науки (первый период, когда почти все принимают какую-либо парадигму), а затем возникают аномалии в рамках парадигмы (несоответствие между опытными данными и выводами, делаемыми в рамках парадигмы теорией, хотя такое рассуждение и противоречит общей концепции Куна). Аномалии накапливаются и расшатывают парадигму, подрывают ее основы, и она рушится. Вырабатывается новая - это и есть научная революция. Как соотносятся между собой теории, построенные в рамках старой и новой парадигм? Чем отличаются эти парадигмы? Ответ на первый вопрос - никак, эти теории просто разные! Новая и старая парадигмы - это разные видения мира, они основываются на разных понятиях. Тезис о несоизмеримости научных теорий! Кун и его последователи методично отвергали принцип соответствия в физике. Мэри Хесс - английская последовательница Кун, например, развивала категорическое отрицание соответствия разных теорий, подчеркивая их принципиальную несхожесть.Но, может быть, можно сравнивать теории через посредство опытных данных? По Куну, это тоже невозможно, так как Кун безо всяких сомнений и оговорок принимает тезис о теоретической нагруженности опытных данных. Его смыл в том, что принципиально не существует опытных данных, не зависящих от теории, они принципиально включают в себя какие-то теоретические предположения, аспекты, нет голых фактов. Следовательно, у разных теорий - разные опытные факты. А что же такое аномалии? Вот тут-то и нестыковочка! Чем отличается содержание новой парадигмы? Некими социально-психологическими изменениями в обществе. Эти изменения и определяют новую парадигму, то есть это концепция социальной детерминированности содержания науки. Последователь Куна П. Формен считал, что квантовая механика является статистической наукой, потому что создавалась в 20ые годы в Германии, когда там был полнейший бардак. Германское общество разочаровалось в детерминизме и причинности, поэтому и появилась статистическая наука. Со временем концепция Куна привела к стиранию граней между наукой и лженаукой. Вообще, концепция Куна представляет релятивизм, причем почти что крайний.

Восьмая лекция.

Крайний релятивизм Томаса Куна был очень резко оценен физиками естествоиспытателями и теми, кто занимался философией науки и физики в частности. Научное сообщество называло куновское "научное сообщество" - "тесно спаянной шайкой гангстеров". Есть и другая метафора:" Научное сообщество - это компания игроков в карты на деньги (авторитет, уважение в обществе). Приходит новая компания, убиваетстарую, забирает деньги и садится играть в карты на деньги (это и есть научная революция). Причем, первая играет в штос (0.5 вероятность выпадения), вторая в очко, третья в покер, четвертая в преферанс, пятая в бридж." То есть усложняются правила игры. Тогда выражение Куна о "решении головоломок" можно сравнить с ловлей мизера. Ибо в рамках крайнего релятивизма нельзя получить нового знания в рамках парадигмы. Тогда ловля мизера и розыгрыш шлема - это одно и тоже!

Теперь оценка лектора. Концепция претендовала быть адекватной реальной истории науки. Но это не так! Например, в мышлении физиков XX века очень сильно входит принцип соответствия, а он - это мостик между различными подходами. В качестве иллюстрации можно привести историю о том, как Гейзенберг использовал принцип соответствия Бора для уравнений Гамильтона со скобками Пуассона, заменив величины на операторы, а скобки на коммутаторы. Кун же не считается с ним. Это теснейшим образом связанно с концепцией эмпирической нагруженности эмпирических фактов, а также с неверностью базовой модели построения концепции Куна, вернее с ее неадекватностью (коперниковская революция в астрономии). Кун упрекал позитивизм в логическом схематизме и заменил его на психологический схематизм. А ведь квантовая механика создавалась не только в Германии. И статистичность науки появилась не в результате ситуации в Германии, а в результате долгих обсуждений. Реально же знание переходит от обыденного к научному через собирание и систематизацию. Первый этап, примерно II-I тыс. до н.э. - Вавилон, Египет. Второй этап - дискутивное мышление, выработка правил логики и т.д., натурфилософский этап - Древняя Греция. И, наконец, третий этап - осознание важности и кристаллизация метода научного познания - примерно двести лет, начиная с Бэкона и Декарта. Коперникианская революция - это XVI век, когда не было настоящей науки. Конец отступления.

Зато в других областях: биологии, психологии, лингвистике - концепция Куна была принята гораздо шире. Возможно, это связанно с тем, что они еще не доросли до уровня научности физики. Вполне возможно, что для натурфилософских революций она вполне верна. Возможно, что натурфилософии не зависят друг от друга и формируются в социо-психологической среде.

П. Фейерабенд очень тесно идейно связан с Куном, хотя его произведения содержат очень похожие мысли, что и работы Куна, но появились они независимо и одновременно. Одна из работ Фейерабенда посвящена "Томасу Куну, другу и анархисту". Уже второй позитивизм считал эмпирические знания безотносительными, объективными, а теорию - относительной. Кун же считал эмпирические знания относительными. Фейерабенд даже далее продвинулся, он выступает против метода, считая и его относительным. Отсюда и теоретическая нагруженность эмпирических данных и относительность любого знания, нет метода, все представления равноправны, например, астрология ничем не хуже физики. Это доведение релятивизма до логического завершения. На этом заканчиваем историческое направление.

Перейдем к концепции исследовательских программ Имре Лакатоса (Лакатоша). Сам Лакатос считает себя учеником и последователем Карла Поппера, но квалифицирует саму концепцию Поппера догматическим фальцификализмом, а свою называет усовершенствованным или методологическим фальцификализмом. Развивает свою концепцию на конфликте, конфронтации, на анализе этого конфликта, между кислородной и флогистонной теориями в химии XVIII века. Хотя в то время еще не было теорий, а только концепции. Это все еще не очень адекватный период, но все же лучше, чем у Куна. Основа концепции - исследовательская программа, которая похожа на куновскую парадигму, но отличается от последней. Парадигма - это нечто аморфное, тип видения мира. Лакатос же выделяет жесткое ядро программы - совокупность положений, которые определяют подход и развитие концепции, программы. Ядро выбирается конвенционально и конвенционально же не подвергается критике. Кроме того, исследовательская программа содержит защитный пояс дополнительных предложений, вспомогательных гипотез, которые помогают сгенерировать цепочку теорий, все лучше приспособленных к эмпирическим данным. Со временем защита пояса ослабевает, опровержения достигают ядра программы, и тогда программа погибает, ей на смену приходит новая. Очень важно, что Лакатос считает нормальным состояние, при котором конкурируют две и более программы, а не полное доминирование одной, как это было по Куну. Интересной особенностью концепции Лакатоса является анализ программы во времени, он различает развивающуюся, прогрессирующую программу и деградирующую, умирающую. Программа прогрессирует, если хотя бы часть ее теорий делает верные предсказания, вносит новое в науку. Если же новые теории лишь постфактом объясняют опытные данные - это умирающая программа. Однако Лакатос считает, что умирающая программа может обрести второе дыхание за счет внутренних изменений и стать прогрессивной.

Стоит отметить и слабые места. По Лакатосу, ядро выбирается и не критикуется конвенционально. Конвенционализм - это нехорошо, неприятно. Лакатос не рассматривает вопроса связи связи между старыми и новыми программами, он просто его не касается.

На этом заканчивается история философии науки.

Девятая лекция.

Возвращаемся на 150 лет назад к иррационалистической линии европейской философии.

У ее истоков стояли: Артур Шопенгауэр (1788-1860), Серен Кьеркегор (1813-1855), Фридрих Ницше (1844-1900). Все это направление крайне враждебно рациональному мышлению, поэтому их читать мучительно тяжело. Им сильно присуща антилогичность. Сам стиль мышления Шопенгауэра трудно описывается в рамках логики. Он не был академическим ученым, нигде не преподавал, был довольно богат. Начинал как довольно традиционный философ, его диссертация была посвящена закону достаточного основания, восходящего еще к Лейбницу. Крайне резко относился к Гегелю. Развивал очень своеобразный субъективный идеализм, в котором подчеркивалось волевое начало в человеческом разуме. В дальнейшем пришел к весьма пессимистическому взгляду на жизнь. Трудно понять, было ли это убеждение или просто "поза". Большого влияния его труды не оказали.

Ницше не является систематическим философом, что сам неоднократно акцентировал, поэтому разговаривать о нем крайне трудно. Займемся его препарацией с рационалистической позиции. Он был филологом, занимался греческой литературой, рано стал профессором, в дальнейшем занялся философией. Начал с тезиса, что в обществе распространяется пессимизм, но не простой, а направленный на преодоление пессимизма. Таким образом, он выделяет пассивный и активный пессимизм, который и борется с преодолением пессимизма в обществе, и к представителям которого он причисляет себя. По Ницше, это означает разочарование в традиционных ценностях. Скорее всего, Ницше был одним из пионеров использования этого понятия. Ценности - это добро, справедливость, возможность разумного устройства жизни. Далее Ницше трактует разочарование как показатель ложности этих ценностей. Его позиция не совпадает с реальностью оптимизма 70-90х гг. в Европе! Вообще, странно применять понятия ложности и истинности к ценностям. Но Ницше тем не менее считал их ложными, следовательно, необходима переоценка ценностей. Подвергает жесткой критике моральные ценности. Выступает как имморалист, именно имморалист, а не аморалист. Отвергает ценность разумного познания, жестко ее критикует. Что же он выдвигает на их место? "Жизнь" с большой буквы! "Моральным является все, что способствует возвышению Жизни". "Жизнь разумно не познается, а переживается". Далее создает новую мораль на этих тезисах. Считает, что разумное познание даже вредно для возвышения Жизни. Человеческий дух менее содержательный феномен, скорее даже вредный, чем живущее тело. Дух паразитирует на теле жизни. "В жилах мыслящего существа, сконструированного Юмом, Локком, Кантом, струится не горячая кровь, а дистиллированный экстракт познания". Для Ницше процесс разумного познания является отвратительным, анти эстетичным. А что же нужно? Создание мифов, возвышающих Жизнь. Это теория непознания Ницше.

Выше была приведена квинтэссенция трудов Ницше, а все остальное его творчество - это создание мифов. Например, миф о двух расах "господ и рабов". Требует обуздать науку искусством. Ратует за создание искусства Большого Стиля. Необходимо, чтобы творцы были свободны от повседневных забот, поэтому нужна армия рабов. Современную мораль трактует как мораль рабов. Раса господ должна быть свободной от морали, по крайней мере по отношению к расе рабов. А чтобы рабы не бунтовали, надо периодически проводить экзекуции. Оправдывает естественное право сильного, считая его даже скорее обязанностью. Надо контролировать численность рабов, рождаемость среди них, не позволять создавать им семей. А чтобы они могли удовлетворять свои потребности, создавать для них публичные дома. Различает господ и рабов по принципу напора жизненной силы. Это различие является биологической характеристикой. Рабы - это люди с испорченной кровью. Внутри самой расы господ существует четкая мораль господства и подчинения, скорее всего подразумевается иерархическое устройство общества.

Второй миф - о сверхчеловеке, описанный в книге "Так говорил Заратустра" (далее по тексту ТГЗ). Присутствует представление о сверхчеловеке, идеальной модели представителя расы господ, которому позволено все. Человек - это промежуточный этап от животного к сверхчеловеку.

"Учение о белокурой бестии". Зародыш расы господ он видит в восточно-прусском юнкерстве, с другой стороны, самого внимания уделяет скандинавским викингам. Период, когда особенно проявляется напор жизненной силы - это война. Культ силы. "Война освещает любую цель" (ТГЗ).

Популярность Ницше начинается в 80х годах и стремительно растет. Охватывает Германию, Скандинавию, Францию, Россию.

В конце XIX века появилось академическое ответвление, следующее из учения Ницше - философия жизни. Его представители Вильгельм Дильтей (1833-1917), Георг Зиммель (1858-1918). Многое пригладили, исключили брутальность Ницше, не так сильно выступали против науки, но ограничивали ее компетенцию только природными явлениями. А вот духом, по их мнению, должна заниматься философия жизни. Большое внимание уделяют проблемам исторического познания. В историческом знании не применим метод эксперимента. Поэтому с середины XIX века идет активное обсуждение различий исторического и естественнонаучного знания. Дилтей делит науки по двум признакам на четыре группы: науки обобщающие (генерализирующие) и индивидуализирующие, науки оценочные и неоценочные. Естествознание - обобщающая и неоценочная наука. Геология - индивидуализирующая и неоценочная. Экономика - обобщающая и оценочная. История - индивидуализирующая и оценочная. То есть не существует исторических законов, а только отдельные события. Подобные идеи присутствовали и в неокантианстве. Зиммель писал, что "бытие имеет ранговый характер", вместо прямого разговора о расах господ и рабов. К этим авторам примыкал Анри Берксон со своим трудом "Творческая эволюция". Продолжает идею рационального непознания, уделяет внимание времени как характеристике творческого процесса.

После Первой Мировой войны академическую линию философии жизни продолжили Освальд Шпенглер и ряд немецких авторов: Эрнст Юнкер, Боймлер, Альфред Розенберг (главный идеолог фашизма). На произведениях Юнкера выросло молодое поколение СС, которые прославляли войну, как высшее проявление напора жизни. Сам Юнкер все же не примкнул к фашистам. Фашисты активно приняли на вооружение ненаучность, антисемитизм, культ мифа и много другое из наследия Ницше.

В начале XX века от философии жизни отпочковывается экзистенциализм, отцами которого называют Ницше, Кьеркегора и Бердяева Николая Алексеевича.

Десятая лекция.

Экзистенциализм.

В отличии от философии жизни центр тяжести смещается от Жизни; в центре внимания стоит экзистенция - индивидуальное человеческое существование. Экзитенция не познается, а переживается, причем каждым по-своему. Попробуем выявить в слабом смысле общие места. Представителями являются: Мартин Хайдеггер (1889-1976), Карл Ясперс (1883-1969), Жан Поль Сартр (1905-1980), Альберт Камю (1913-1960), Мартин Буммер, Габриэль Марсель, Симона де Бовуар и другие.По нескольким признакам их можно разделить на классы: религиозный и атеистический экзистенциализм; оптимистический и пессимистический. Экзистинция направлена вовне себя, она трансцендируется в трансценденцию. Характер этого трансцендирования различается в религиозном и атеистическом экзистенциализме. В религиозном оно направлено к Богу (Бердяев, Марсель). Атеистический экзистенциализм более дифференцирован. Тезис: "Бог умер, человечество ищет нового Бога". Еще одной общей чертой является различение подлинного и не подлинного бытия человека. Мы встаем, идем в институт - это не подлинное бытие, а подлинное - это то, в котором проявляется экзистинция, которое ей соответствует. Это подлинное бытие проявляется в пограничных ситуациях, в ситуациях выбора (помочь ли другому с риском для собственной жизни или нет?). "Человек выбирает самого себя". Оптимистический экзистенциализм встречается реже, причем оптимизм связан с религиозностью, заключен в единении с Богом. При этом они не впадают в медитации или нирвану для достижения единства.

Характерной чертой пессимистического экзистенциализма является признание разобщенности людей из-за того, что каждый переживает по-своему, индивидуально. Идея отчужденности, непонимания, некоммуникабельности.

Можно провести еще одно разделение. Например, Хайдеггера и примыкающее к экзистенциализму направление герменевтикиможно выделить особо из-за некоторой их специфики.

Сартр акцентирует внимание на том, что французское движение Сопротивления выбрало путь безнадежной борьбы, в то время как Франция не имела никаких шансов. Позднее он стал акцентировать внимание на бунте ради бунта, например, в книге "Человек бунтующий", и даже был одним из идеологов парижской весны 68 года.

У Камю сильнее акцентируется абсурдность самого человеческого существования, не мотивированности, отчужденности, непонимания. Идея последовательного накручивания рассуждения на рассуждение. Например, важно рассуждать о рассуждении о самоубийстве. Вообще, такая накрутка характерна для герменевтики и постмодернизма.

В германском экзистениализме очень сильно проявляется философское пустословие, что наводит на мысль, что авторы либо психически нездоровы, либо шарлатаны.

Хайдеггер вслед за Кьеркегором настаивает на том, что экзистенция направлена в ничто. Человек - единственный, кто знает, что он смертен. Это одно из немного, что можно извлечь из трудов Хайдеггера. Люди довольно рано понимают, что они смертны, и это вызывает шок. Смерть вызывает в человеке страх перед... Человек трепещет от... Экзистенция направлена в ничто. А что есть ничто? Далее Хайдеггер рассматривает этимологию слова "ничто" в европейских языках.

Экзистенциализм ставит свою концепцию образования и воспитания человека, основанную на крайнем индивидуализме. Вообще говоря, экзистенциализм не является философией, а особой областью художественной литературы, называемой философствованием. Характерной чертой его является литературоведческая жилка, любовь к обсуждению чужих текстов.

Экзистенциализм вырос на фоне "потерянного поколения", порожденного Первой Мировой войной, то есть как социальное явление он достаточно интересен. Насколько сильно он повлиял на общество? Трудно сказать, еще труднее отделить в этом вкладе часть, связанную с его влиянием просто как художественной литературы. На саму же литературу он повлиял значительно, под его сильным влиянием находились Хемингуэй, Фолкнер, Сент-Экзюпери и другие.

Дальнейшим развитием этой линии во Франции явился модернизм, а затем и постмодернизм. В последнем уровень техник создания текстов дошел до поточного производства. Появился тезис, что мира не существует вне дискурса.

Снова вернемся назад и поговорим об еще одном направлении, берущем свое начало от Зигмунда Фрейда - фрейдизме, неофрейдизме и постфрейдизме. Причем к философии они имеют еще меньшее отношение. Фрейд предложил трехуровневую модель человеческого сознания - подсознание, сознание и сверхсознание. Идея вытеснения тревожащих факторов из сознания в подсознание, что приводит к расстройствам, неврозам, истериям. Чтобы излечить больного, надо вернуть это в сознание. Фрейд обобщил этот принцип на всех людей. Он также провел конкретизацию уровней; считал, что поведение человека определяется подсознательным, которое отвечает за и определяется сексуальностью. Одна из основных эго идей - это комплекс Эдипа или Электры, в своеобразном толковании с точки зрения сексуальности. Сверхсознание - это социальная среда, которая подавляет сексуальность. Подавление может привести к вытеснению или сублимации. Считал, что все социальные явления можно и нужно трактовать с этой позиции, например войны и бунты.

У него было четыре ученика: Фром, Адлер, Юнг и Райх. Все кончилось тем, что он ото всех отказался и "проклял". У Фрома произошло существенное обращение к восточной мистике. Адлер продолжил линию Фрейда, но отказался от пансексуальности, разработал концепцию комплекса неполноценности. Юнг разработал семиуровневую модель сознания. Выделил архетипы - ключевые элементы подсознания, природа которых непонятна и мистична. Райх довел пансексуальность до такого уровня, что сам Фрейд ужаснулся. Райху принадлежит идея, что никакая революция невозможна без сексуальной революции. Вообще, моделей столько же, сколько практикующих психоаналитиков.

Конец курса.
Продолжение можно найти здесь...



Хостинг от uCoz
337328078 - 4100153680871