Перевозка опасных грузов
Top  Previous  Next

 
Настоящие Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом утверждены Приказом Минтранса России от 08.08.1995г № 73 и устанавливают на территории Российской Федерации порядок перевозки опасных грузов автомобильным транспортом по улицам городов и населенных пунктов, автомобильным дорогам общего пользования, а также ведомственным и частным дорогам, не закрытым для общего пользования, вне зависимости от принадлежности опасных грузов и транспортных средств, перевозящих эти грузы, и обязательны для всех организаций, а также индивидуальных предпринимателей.  
 
Сам по себе автомобильный транспорт признан источником повышенной опасности. Перевозка этим транспортом веществ, материалов, изделий, отходов производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при их перевозке создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей значительно повышают уровень опасности.  
 
Последствия взрывов, пожаров, крушений поездов и аварий с автомобильным транспортом усугубляются тем, что в этих инцидентах или изначально присутствуют опасные вещества, или они образуются в результате названные событий.  
 
Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом – явление достаточно распространенное. По классификации, принятой по рекомендациям Экономического и Социального Совета Организацией Объединенных Наций, перечень опасных веществ и их групп, допущенных к перевозке в международном сообщении, превышает 3 тыс. наименований.  
 
В национальных нормативных правовых актах государств этот перечень значительно шире. В Финляндии, например, считают, что каждая десятая тонна перевозимого груза по своим физическим или химическим свойствам представляет опасность.  
 
В странах с более развитой экономикой доля опасных грузов достигает 60%. Естественно, что при таких объемах вероятность происшествий с транспортными средствами достаточно велика.  
 
Подразделениями Государственной инспекции в 1999-2000 годах принят ряд дополнительных организационных и практических мер по повышению уровня безопасности при перевозках опасных грузов.  
 
Практически повсеместно инициированы решения органов исполнительной власти об определении или пересмотре маршрутов перевозки опасных грузов. За указанный период проведена подготовка более 3,7 тыс. сотрудников ГИБДД по специальным программам. Повысилась требовательность к техническому состоянию и оборудованию транспортных средств при их допуске к перевозке опасных грузов.  
 
Расширяется перечень учебных организаций, осуществляющих подготовку водителей по перевозке опасных грузов, в состав экзаменационных комиссий которых включены представители Государственной инспекции.  
 
Усилен контроль за соблюдением требований безопасности непосредственно при надзоре за дорожным движением.  
 
Вместе с тем принятые меры нельзя признать адекватными реальной обстановке. Число водителей, привлеченных к ответственности за нарушение Правил перевозки опасных грузов в 1999 году возросло на 26%, а в 2000 году – еще на 30%. Указанные сведения, свидетельствуя активизацию контрольной деятельность ГИБДД, в то же время характеризуют уровень общественной безопасности.  
 
В первом полугодии 2001 года в Главное управление ГИБДД МВД России поступило 17 сообщений о происшествиях при перевозке опасных грузов. Причем каждое второе происшествие имело место непосредственно в населенных пунктах и при определенных условиях могло бы повлечь намного большие людские и материальные потери.  
 
2 января в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа в результате столкновения загорелся и был уничтожен огнем бензовоз, его водитель получил ожоги. Причина – выезд на полосу встречного движения транспортного средства под управлением водителя, находившегося в состоянии опьянения.  
 
7 марта в Калужской области на федеральной автодороге "Украина" на подходе к путепроводу съехал с насыпи и опрокинулся автомобиль МАЗ, перевозивший 4 т сжатого водорода. Опрокинувшийся автомобиль оказался в 80 см от крайнего рельса железной дороги. В течение 3 часов движение поездов было прекращено.  
 
23 марта в Пермской области произошло опрокидывание автомобиля МАЗ с цистерной-полуприцепом, перевозившим 19 т дизельного топлива. В результате 4 т груза было утрачено. Причина – выбор скорости движения без учета сложным метеорологических условий.  
 
14 мая в г. Избербаш Республики Дагестан произошло опрокидывание автопоезда в составе седельного тягача и полуприцепа-цистерны, перевозившего жидкие нефтепродукты (не установлено). В результате происшествия груз воспламенился, в огне погибли водитель и два пассажира.  
 
Изучение обстоятельств и причин этих происшествий свидетельствуют о несоблюдении грузоперевозчиками элементарных требований безопасности и одновременно, в определенной степени, характеризуют уровень профилактической работы в этой области подразделений Государственной инспекции.  
 
Несмотря на принятые меры по специальной подготовке, следует признать, что большинство сотрудников ГИБДД не обладает необходимыми знаниями в области перевозки опасных грузов. Поэтому актуальность этого вопроса сохраняется.  
 
Характерно, что в транспортном потоке автомобиль с предписанными информационными таблицами, окраской, надписями и специальными сигналами, если он не отличается от других транспортных средств своей конструкцией, явление достаточно редкое.  
 
В то же время имеющиеся оценки объемов перевозок приводят к выводу, что многие опасные грузы доставляются к местам назначения без соблюдения установленных требований.  
 
В связи с этим представляется необходимым усилить контроль за движением автотранспорта непосредственно у мест погрузки или разгрузки опасных грузов.  
 
Одной из причин скрытых перевозок опасных грузов и, следовательно высокого уровня общественной опасности, является несовершенство организации движения. Установленные органами исполнительной власти разрешенные маршруты движения с опасными грузами большинству перевозчиков неизвестны. Особенно затруднительное положение испытывают транспортные организации, выполняющие междугородние перевозки. Даже при использовании факсимильной связи, процедура согласования маршрута одной перевозки занимает несколько недель, а ее стоимость исчисляется несколькими тысячами рублей, которые в итоге включаются в себестоимость конечного продукта.  
 
Согласование маршрутов перевозки опасных грузов ГУГИБДД МВД России рассматривается как временная мера, альтернативой которой является определение направлений движения транспортных средств с использованием технических средств организации движения.  
 
По данным на 1 июля 2001 года в целом по стране установлено более 7.7 тыс. соответствующих дорожных знаков. Вопросы безопасности перевозок опасных грузов нельзя рассматривать иначе как неотъемлемую часть проблемы обеспечения безопасности дорожного движения, которые требует такого же комплексного подхода.  
 
В связи с этим представляются необоснованными решения руководителей ряда органов управления ГИБДД субъектов Российской Федерации о возложении контрольных функций в этой области на одну из служб, как правило, службу дорожной инспекции и организации движения.  
 
Известно, что положение с общественной безопасностью в значительной степени определяется уровнем правового регулирования в соответствующей области деятельности.  
 
Для того чтобы ускорить обновление нормативной правовой базы, ГУГИБДД МВД России совместно с Московским автомобильно-дорожным институтом ведется подготовка предложений по максимальной гармонизации национальных и международных требований при перевозках опасных грузов.  
 
Необходимость этой работы вызвана также и тем, что с 1 июля 2001 года на территории государств-участников Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) будут действовать правила с измененной структурой. Срок действия ДОПОГ-1999 ограничен 31 декабря 2002 года.  
 
МВД России прорабатываются также вопросы о совершенствовании разрешительной системы на перевозку взрывчатых материалов (работу возглавляет ГУООП МВД России). Предполагается, что перевозка взрывчатых материалов промышленного назначения будет осуществляться в порядке, установленном для перевозки гражданского и служебного оружия и патронов к нему (постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814, приказ МВД России от 12 апреля 1999 г. № 288).  
 
Кроме того, в Министерстве находится на рассмотрении проект Правил безопасности при транспортировании радиоактивных материалов. Указанный проект не предусматривает дублирование положений Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. Его предназначением является определение требований радиационной безопасности при выполнении перевозок. Он основан на международных требования безопасности, которые предполагается также применять при выполнении перевозок в пределах Российской Федерации.  


Хостинг от uCoz
Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru